Размышление о театральных трудностях

Как-то раз, сидя на кухне и, по обыкновению своему, слушая радиоточку под кружечку янтарного напитка, напал на интересное интервью с начальником департамента культуры Андреем Кузичкиным и директором ТЮЗа Светланой Бунаковой. Надеюсь, имена-должности сих уважаемых томичей правильно уловил. Если что, поправьте.

Так вот. Тема разговора была животрепещущая и почти даже общегосударственная — финансовые условия существования театра как такового в современных реалиях.

Мне, как бывшему работнику театра, все, что тем или иным боком соприкасается с театральной темой, интересно и переживательно, ибо вышеупомянутые финансовые условия существования я ощущал на себе самым что ни на есть непосредственным образом.

И случился со мной, с бывшим работником театра, небольшой приступ размышлизма. Размышлизма по поводу прослушанного интервью. Который я, с вашего разрешения, имею намерение изложить ниже.

Строго говоря, разговор, доносящийся из радиоточки, таргетирован был на театры Томска, но видится мне, что ситуация с северскими, да и вообще, провинциальными, театрами не лучше. Если не хуже. Прямо по сабжу вспомнилось: «Как дела? Спасибо, хреново».

Как же выжить театру в условиях кризиса (хотя и без кризиса проблем предостаточно было)?

Один из на языке вертящихся вариантов — сдавать помещения в аренду. Вроде бы, реальный способ пополнения казны театральной… Но при отсутствии грамотного подхода к выбору тех товарищей, которые хотят на арендованных площадях поработать, может случиться казус.

Представьте себе, что пришли вы с женой/мужем приобщиться к высокому искусству, и приобщение это должно бы быть таинством, но в фойе на пути к вешалке натыкаетесь на какую-нибудь тетю Фросю (имя абсолютно условно — при совпадении с реальным персонажем понимайте это правильно), продающую ворох желтой прессы или еще какие фрукты.

Зычно при этом рекламируя свой мелкобизнес.

Получится ли в таких условиях ваше приобщение к Высокому? Свершится ли Таинство?

Вряд ли.

Выходит, предполагая, что театр на некоторое время имеет все шансы стать арендодателем, нужно попытаться пошевелить свое воображение. Придумать концепцию. Кого пущать, а кого не пущать на сокровенную территорию. И если пущать, то пусть арендатор этот будет «в тему» генеральной направленности театра как оплота искусства.

Как бы включить фильтр, отсеивающий чужеродное.

Само собой разумеется, что таким «нечтам», как киоски газетные, салоны табуреточные, магазины хлебомолочные и т. д. и т. п., делать в театре нечего.

А вот что-нибудь наподобие бутика классической литературы и музыки, салона живописанных картин али самоделанных сувениров, студии по составлению икебаны, ресторанчику — почему бы и нет?

Все во власти директора театра.

Вы, думаю, понимаете, что, рассуждая об аренде, никто не отменяет собственно театральную деятельность театра. Хороший материал, предлагаемый зрителю, должен быть.

Но это само собой разумеющееся.

А вот продуманно заэксплуатировав тему аренды, театр вполне может превратиться в этакое предприятие на ниве ентертейнмента. Спектакли? Пожалуйста! Вьюноше девушке своей прикупить сувенирчик с цветочками опосля просмотра чего-нибудь? Пожалуйста еще раз! Покушать и посмотреть выступления разного рода артистов? Да запросто!

То есть — комплекс тематичных услуг. Разве плохо?

А организация силами театрального персонала всяческих курсов — сценречь, сцендвижение, хореография, актерское мастерство, режиссура… Не думайте, что данные предметы неприменимы в жизни — еще как применимы. И много кто это понимает, с радостью отдавая монетки за квалифицированное обучение.

Вот только к этому надо еще прийти. Больше «вкалываешь» — больше отдачи.

Да везде так, не только в театре.

Но аренда арендой, а без государственной помощи не обойтись все равно. Ведь, если привязывать к цене билета все расходы, которые театр понес, занимаясь постановкой какого-либо спектакля, то цена эта будет совершенно не такой, к какой сибирский зритель привык. Вот вы пошли бы посмотреть премьерку за полторы тысячи рубликов? Или даже не премьерку, а обычный из постоянного репертуара спектакль? Кусается цена, что уж и говорить.

Мы же не Москва с ее бешеными финансами. Которые, между прочим, высосаны из провинциальной России. Но это тема для другого разговора. Вот пускай и помогают.

Размышлизм мой породил такой вот коктейль:

  • Интересные спектакли, на которые будет хотеться ходить.
  • Симбиоз с околотеатральным бизнесом. Либо его самостоятельная организация.
  • Государственная поддержка.

Вроде, все. По крайней мере, в голову больше ничего не приходит.

В общем, господа театралы, вы уж постарайтесь быть на плаву.
Ибо, взглянув в телевизор с его дебильным содержимым, хочется посмотреть что-нибудь настоящее.

И если не в театре, то где еще?

Добавить комментарий